Как и первый номер, он был напечатан тиражом 100 экземпляров на ксероксе Внешэкономбанка моей мамой Татьяной Владимировной Малосоловой, с рукотворного макета. Текст был напечатан на машинке, причем ошибки исправлялись ручкой. Фотографии наклеивались прямо в макет, обрезались и подписывались ручкой же.
На обложку вынесена точная цитата, сказанная в диком огне очередного выезда одним из лидеров того времени: Я не создан думать, я создан убивать!
Временами мы производили впечатление, что так и будет. Время было такое.
Сейчас это трудно понять, но в 1991 году, в период полной деградации советского государства, ничего нельзя было издать и напечатать, поскольку средств производства печатной продукции почти не было. Не было даже бумаги в достаточном количестве, ее не было так же, как не было продуктов, вещей, туалетных принадлежностей, не говоря о кафе и ресторанах. Страна разрушалась, и ее чудовищное падение отражалось на всем, чем мы жили тогда. Началась эра бандитизма, национальных конфликтов, горбачевского ублюдства и ельцинского восхождения. Все самые темные и грязные пороки общества, приличного до этого советского общества, материализовались в конце 80-х, начале 90-х.
РФВ № 2 точно отражал тенденции в фан - движение и футболе последнего Чемпионата СССР (победителем которого стал ЦСКА!) – начало полного упадка, снижение активности фанатов, бардак, происходящий в спорте номер один. В обзоре деятельности движа стремительное падение всех цифр советского фанатизма. Количество людей на выездах ЦСКА еще неплохое по тем временам – в Минске почти 500 человек, на дальних выездах – 70-150 человек. На долгие годы будущего российского первенства эти цифры будут казаться сказочными, 25-30 человек на выезде станут неплохим результатом.
Интересна подборка поездок армейского фанатья за команду второй лиги ЦСКА-2. Почти нигде больше о супер-экстремальных выездах в Раменское, Тулу, Красногорск, Калугу и Владимир, где в те годы фанаты были 30-ти летними и вывешивали свастики, сказано не будет. Кратко описан один из самых бешеных выездов 80-ти человек основы на матч ЦСКА-2 с ФК Знамя Труда, Орехово-Зуево, во главе с Анзором в 1987 году. Разгромленный стадион и избитого директора оного, потом вспоминали местные урлаганы нам, 16 летним подросткам, поехавшим на родину первого клуба России годом позже. Да так, что уезжать со стадиона пришлось под градом камней на автобусе команды.
Со второго номера пошла традиция вспоминать старые выезда. Одесса-81, Днепропетровск-84, Волгоград-85, рассказанные Мэем и Гнусом, во многом определяющими идеологию фанатов ЦСКА – сколько бы мало нас не было, кто бы нам не противостоял – только бой и только победа! Порой одержанная вне рационального понимания.
Фирменного глумливого стиля РФВ еще не было, но он стал формироваться в статье Калейдоскоп-1991. Мне было тогда лишь 18 лет, и что можно было ожидать от тупого и худого, как спичка подростка, начинавшего путь в неформальной культуре с панк-рока. Впрочем, прозвище Батумский и свои восемь выездов, дающих возможность чувствовать себя равным среди фанатов, я уже давно имел)))).
Завершает второй номер потрясный обзор банд второй лиги СССР, на которых вообще кто- то обратил внимание впервые. Это был прообраз будущих РФВ, которые пропагандировали фан-движение по всей стране, а я имел дружеские отношения почти со всеми лидерами региональных движей.
Следующим мы опубликуем третий номер РФВ, который полностью посвящен погибшему в 1991 году вратарю ЦСКА Михаилу Еремину.
Прим. Андрей Батумский (с)