17 августа 1998 года состоялось историческое для всего российского футбола и движения болельщиков событие. Был впервые заключен пакт о ненападении, фактически пакт о перемирии всех суппортеров России на матчах сборной страны.
По сути решение о нейтралитете на играх сборной приняли самые непримиримые на тот момент группировки фанатов ЦСКА и Спартака. Со стороны армейцев Red-Blue Warriors, сильнейшая группировка страны, со стороны спартачей их главные оппоненты, банды Flints Crew и GF.
В те времена, не принято было поддерживать сколь нибудь значимые отношения между враждующими коллективами, это не приветствовалось, да и разными по менталитету и характеру были армейцы и спартачи. Однако, несколько неприятных инцидентов на играх сборной России, особенно на матче Россия – Греция, заставили идеологов движений задуматься о правильности пути. Тем более, большинство европейских движений, с которыми тогда уже были налажены связи, не приветствовали конфликты на матчах национальной сборной.
Окончательному решению вопроса о взаимодействии стала предстоящая поездка сборной России в Киев, который был историческим врагом для крупнейших московских движений. В годы СССР, на фан-сцене страны были два могучих блока – антипода. В Антихохловский входили московские клубы, а также Минск, Харьков, Одесса, Донецк. В Антимосковский входил любопытный интернационал, впрочем, позже стало ясно, что удивительного в нем ничего не было – Киев, Днепропетровск, Львов, Вильнюс, Тбилиси. Только ленинградские фанаты проявляли свою особенную отстраненность, пронесенную сквозь годы и не только в футболе, и предпочитали пить и с теми, и с этими.
Поездка в логово старого противника, который грозил собрать все силы Антимосквы, требовала единения, сбора всех сил и единых действий. Первые попытки объяснить в группировках необходимость заключения Пакта вызвали бурю протестов. Почти месяц идеологи ЦСКА и Спартака под разными углами доносили своим мысли глобального характера. Непримиримые с начала 70-х годов движи и слышать не хотели ни о каком мире с проклятым врагом.
Однако проходя через конфликты и ругань, пастыри вразумляли паству разумными аргументами. Один из них звучал так: только долбанные поляки (нынешних лидеров европейского хулиганизма, тогда особо за людей не считали) единственны из всей Европы дерутся на матчах сборной, и если мы хотим быть как они, то пусть все остается как есть.
Не забуду, что произошло даже несколько драк между своими, не принимавшими никаких условий нейтралитета.
Теперь может и стоит сказать, что идеологом Пакта с армейской стороны был я. Спартачи пусть сами назовут того, кто окончательно решил вопрос в своей среде, но это безусловно, достойный представитель.
17 августа 1998 года встречу двух лидеров отечественного фанатизма назначили в скверике у метро Кропоткинская, там же до и после, те же движи, сходились в рукопашной перед дерби. С обеих сторон было порядка 30-35 рулящих людей, цвета движения. Неуверенные рукопожатия, многие впервые видели лица врагов так близко и не в боевой обстановке, и наконец, огромная карта города Киева с пометками направлений движения российских фанатов, которую раскрыл идеолог красно-белых Малышок, сняли напряжение первой встречи на Эльбе.
Пакт был заключен, стороны договорились о совместных действиях в Украине. Все остальные движения фанатов России автоматически принимали правила, разработанные мастодонтами трибун, ибо по другому быть и не могло. С этих пор на матчах сборной России, где бы она не выступала и в каких видах спорта, действовал всероссийский нейтралитет. Все группировки фанатов обязались на время игр России забыть о непонимании и вражде, и действовать во имя своей страны. Нарушившие нейтралитет, согласно договору, наказывались лидерами движений. В современной России это был первый совместный акт болельщиков. Далее были совместные акции у посольства США во время бомбежки Югославии, совместные футбольные турниры, акции в моменты общей беды, организация Всероссийского объединения болельщиков в 2007 году.
В то время я был корреспондентом РИА Новости, освещая деятельность правительства РФ. Через полчаса после заключения Пакта, когда мы вместе пили пиво в кафе у Кропы, мне позвонил главный редактор РИА Новости, и не своим, осоловелым голосом, заверещал какие то дикие вещи, и единственное, что я разобрал, то, что надо срочно ехать в Белый дом!
Так мы все узнали, что правительство Сергея Кириенко приняло решение о финансовом дефолте страны!!!! Все окружающие поняли, что происходит что то страшное, когда узнали, что доллар, стоивший 6 рублей вдруг стал стоить 25 рублей.
А я, пьяный поехал освещать выход двух алиг – Немцова и Кириенко к шахтерам, которые бастовали на Горбатом мостике у Белого дома.
Из героев того дня, один неприятный персонаж с цыплячей шеей, до сих пор поруливает российской экономикой. Один правительственный быдло-балагур уже покоится в земле. Другой разваливает не без успеха оппозицию. И только фанатский Пакт незыблем и действует до сих пор безо всякого негативного восприятия.