- Cалют! Большинство молодых фанатов не в курсе того, кто стоял у истоков в эпоху зарождения фанатизма в России. Поэтому представься, пожалуйста.
- Я не стоял у истоков зарождения фанатизма, ибо это произошло по разным версиям или в 1972 или 1974 году. Между этими замечательными датами я и родился))). А зовут меня Андрей Малосолов, или Батумский. Фанат ЦСКА, профессиональный медийщик и тд и тп.
— Во сколько лет ты впервые попал на стадион? Почему ЦСКА?
- На стадион впервые я попал в 1985 году, и хотя с самых ранних годов я стал болеть за ЦСКА, мой первый матч в режиме лайф был Динамо – Днепр. Бабушке с дедом на работе дали билеты, в СССР такое практиковалось, и с большим волнением я впервые увидел изумрудное поле, полные трибуны и первых фанатов. Днепрян было человек 10 и они были похожи на бомжей, грязные очень и пьяные были. Позже в сопровождении взрослых я посетил еще несколько матчей, в том числе и ЦСКА, но целеноправленно на армейцев я пошел один в 1987 году. Почему ЦСКА? Для меня клуб был синонимом силы государства нашего советского. Спартаковский дух был мне противен с самой школы, в которой было полно маленьких наглых поросят, были динамики, два торпедона. Я же был один, и мне нравилось идти против такой системы. Себя я сравнивал с героем, против которого весь мир, а ему в принципе на это пох. Также вышло потом с рок музыкой, вообще контркультурой. Меня это не угнетало, хотя по городу с розой было ездить страшно. Но здесь помогал фан Голодный, армеец из соседнего дома, который и увлек на стадион и на выезд.
— Как влился в движуху и что тебя затянуло? Какова была реакция близких людей? Ведь в те годы в нашей стране это было чем-то диким.
- Голодный и втянул в движуху, он был достаточно сильной фигурой того времени. Опекал на матчах, представлял людям. Нас ведь и так на перечет было, коней то. В 1987 году на дерби Спартак – ЦСКА в СК Олимпийский всех армейцев было человек 150 в разных частях комплекса. Зато перед матчем я увидел сцену, которая меня потрясла. Вышла маленькая кучка фанатов ЦСКА, которые на фоне моря красно-белого выглядела как 28 панфиловцев, перед ними нарисовался взрослый толстый мужик, мясной, начал гнуть пальцы, поддерживаемый большой толпой, и парень ЦСКА одним ударом посадил спартача в лужу жопой. Тот сидел и орал: Кто посмел меня ударить?!!! А потом я узнал, что толстяк был знаменитым Софроном, наряду с Рифатом, рулившим тогда мясом, он водитель троллейбуса был. А свалил его Зинов (а может и Забродин). Это навсегда засело в подкорке мозга, я потом уже это понял. В 1989 году посмотрел фильм Ворриорз, и понял, что это все про нас, да и Миша Г. Тогда же сказал – этот фильм точно про фанатов ЦСКА.
- Близкие люди, в основном мама, конечно, переживала. Но был уже развал Союза, люди стали думать немного альтернативно, да и она сама мне всегда говорила: Сынок, главное учись, получай образование, не втягивайся в плохие компании и звони мне с выездов. Я и звонил, иногда даже с риском для здоровья, на вокзале на котором нас встречали и провожали какие- нибудь хохлы, днепряне и прочие маргиналы.
- А что касается дикого, то даже наличие приличных джинсов тогда было диким. Но мы наоборот, носили вещи, которые шокировали и провоцировали ханжей, длинные волосы, слушали рок, в основном назло обывателю. Само наше наличие в красно-синих цветах было назло обывателю и гопоте, к которым мы, конечно, причисляли Спартак.
- Первый выезд, наверное, запомнился, как первая любовь. Также и бывали, скорее всего, в которых у тебя происходило больше всего неприятностей и очень экстремальные выезда. Расскажи о первой, самой неудачной и самой экстремальной поездке за любимый клуб.
- Как и первая любовь, первый выезд особо ничем не запомнился. Трясясь от страха и одновременно, от собственной смелости, в 1987 году я поехал на шайбу СКА – ЦСКА. На секторе было человек 100 коней, и почему то дворец спорта был против нас, но наши наглые и борзые правые и старики (правым считался человек, у которого было больше 8 выездов), как то все контролировали. Мы победили 11-1, и я поехал к нашим родственникам на квартиру. Никаких подвигов я не совершил, никого не убил и не повесил))). Эктсремальных выездов же было полно потом, почти каждый был полон опасностей и приключений. Ярославль-88, Воронеж-89, ужасно страшный, ибо нас 150, а местных тысяч 5 провожало нас на вокзал; Каунас-90 баскет, когда нас было всего 7, а на нас прыгнули лабусы и отбивали нас баскетболисты. Был на выезде, где я был вообще один, в Таллине-90. Вместе с местным русским орали вдвоем и весь спортхалле смеялся над нами. Все 80-90 выезда были чистым экстримом, на которых ковался наш фирменный характер. Сейчас выезда – это чистые туристические поездки и пьянство. Поэтому я несколько остыл к этому процессу, ибо в фанатизме и по профессии, я объехал страну вдоль и поперек, и не был только в 8-9 регионах.
- В итоге, сколько успел накатать? Бывает ли ностальгия по прошлому, хочешь туда вернуться?
- Не так уж и много – порядка 90 выездов, вместе с зарубежными. Я ведь учился и работал всегда. По прошлому ностальгия бывает только в плане действий армейцев против различных врагов. Тогда все было романтичнее и чаще, да и окружали все время люди с которыми хотелось совершать любые подвиги. Мы жили в тяжелое время, с ностальгией о нем вспоминать не так уж и просто. Сплошная серость, ментовский беспредел, огромные очереди, дефицит, нехватка всего. Но мы в принципе были часто счастливы, прошли большую школу жизни. При этом увидели и развал Союза и вакханалию Горбачева и Ельцина, и потерю приоритетов и работы, расстрел парламента, который в 1993 году я защищал и чуть не погиб. Несправедливость вокруг была, разброд, массовое мошенничество народа и обман, приход вдруг ни с того ни с сего этнических банд из ниоткуда. В начале 90-х не было ни ресторанов, ни кафе, ни пабов, где можно было посидеть за приемлимые деньги. Чистая Африка! Это уже ближе к концу 90-х что то похожее на какую то цивилизацию стало появляться. При том, что деньги я стал зарабатывать с 16 лет, но многочисленные финансовые катаклизмы, дефолты и денежные реформы, то делали нас богачами, то вгоняли в полную нищету.
- Каковы были отношения с руководством, игроками? Брали к себе в транспорт с выездов, на выезда?
- С игроками ЦСКА разных годов мы в основном дружили, и очень крепко. Мы в90-е и были гордостью ЦСКА, валили всех, в то время как футболисты больше позорили клуб, чем радовали. Завоевав в 1991 году последнее золото и Кубок Союза, армейцы приличного успеха добились только в 1998 году и то, ненадолго. Но дружили с парнями всегда. Только одного Влада Радимова побили как то в 1995 году, за то, что он Круглого послал на х.. в Самаре. Но, Дима Кузнецов нам фактически эмблему РБВ притаранил из Барселоны, с Куликом, Семаком, Боковым, Новосадовым, Минько и мы другими мы выпивали. В басы и самолеты нас брали довольно часто. Но футболисты нам даже не раз здоровье спасали, как в 1989 на матчах второй лиги (ЦСКА-2) в Орехово-Зуево, Владимире, Раменском. В 2001 ехали с дикого бодуна с командой в одном автобусе из датского Силькеборга до Копенгагена, и поучали их как надо играть в футбол. Потому как проиграли там. Поучал их огромный ЮП, и хотя в басе ехал даже бывший министр обороны Павел Грачев, никто в принципе не возражал.
- Времена идут, многое изменяется. В чем разница современного фанатизма и того, что был в твое время?
- В чем разница между Древним Римом и Древней Грецией? Наверное, время разное, так? Как сторонник прогресса и движения вверх, я могу сказать только то, что фанатизм поступательно идет вперед, меняясь согласно веяниям времени. Смен поколений только на моем веку было 7 или 8. Иногда казалось, что уход той или иной личности ставит крест на движе, но потом все двигалось дальше, и в основном, вперед. По крайней мере, у нас, ЦСКА. Жаль, что беспредел и тупость советской и российской милиции не дали развиваться нормальным течениям фанатизма, таким как перфомансы и ультра. Если бы не они, уже в 1995 году у нас были бы красочные арены с флагами и банерами. Но их репрессии, несправедливость и закостенелость, привели только к войнам на секторах, беспределу с обеих сторон, ожесточению и неверию в закон. Правда, были случаи, когда милиционеры спасали нас на выездах, как в Воронеже-89, на Кавказе и в Ср Азии, в общем то этого тоже нельзя забыть и не отметить. А так, на стадионах 80-90-х была сплошная война и мы в ней жили. Вся страна была сплошной войной. Правда, сейчас мне иногда кажется, что 90-е никуда особо далеко не ушли и возвращаются. Несправедливо, опасно, криминал, хотя рестораны, дома, унитазы и сервис в некоторых городах вполне соответствуют.
- Вы — «Red Blue Warriors», являетесь одними из тех, кто предопределил развитие фанатизма в России на долгие годы и совершил в нем эволюцию. Поведай об истории создания вашей легендарной бригады.
- Бригада к 1994 году давно существовала, нас основных было 70-80. Назвались потому что так требовало время, а так бы нам это название и нахрен не уперлось: как мы были большими друзьями в красно-синих шарфах, так и остались. Но униформа дисциплинирует, не так ли, да и символы притягивали свою аудиторию дополнительно. Фанатизм – это стиль и эстетика, это последователи, имитаторы, движение, короче, все что создает дополнительную романтику и специфику. В разные годы у каждого поколения был свой стиль, эстетика и мода. Неправда, что мода – это только с 90-х. Кстати, первыми по настоящему модно и по европейски, выглядели торпедоны, старые, разумеется: Дема, Дудуй и ко. Впрочем, неудивительно, ибо они фарцевали в 80-е, держали в руках настоящие ливайсы с оранжевой лычкой, модные свитера и тишоты. Но у нас долгое время считалось, что тот кто красивее всех выглядит, тот хуже дерется (С). Поэтому культа потребления у нас долго не было)).
- Хоть с «Flints Crew» являлись оппонентами, но все же, общались ли вы между собой? Сейчас уже утекло много воды. Чего хорошего можешь сказать о них?
- Даже сейчас, сквозь годы, могу мало сказать о них хорошего, несмотря на то, что приоритеты несколько поменялись и стало много общих тем за и против. Мы мало их знали лично. Тогда просто было много настоящей ненависти и одновременно, много сарказма и глумления. Больше импонировали парни из других бригад – некоторые старые ГФ, КВО, Девила. С Игорем Малышком мы познакомились задолго до создания ФК, но потом соревнование фанзинов сделало нас врагами, которых, правда, не хватало, без которых терялись многие смыслы. Ведь акция у американского посольства и перемирие на матчах сборной – это наша с ним задумка. Хорошо относились к Жене, Сиропу, ПМ, Ст, некоторым другим. Поэтому я был поражен, когда в драке на Черемушках нас от сильного побиения спас Иван Д. Я это запомнил на всю жизнь и очень ему благодарен. Это сейчас контакты между разными фирмами норма. У нас тогда не приветствовалось и не понималось.
- Не так давно, в Англии, во время траблов, смахнулись старички по разные стороны баррикад, во время махача один упал, но другой остановился, поднял его, улыбнулся, пожал ему руку и продолжил… Черт возьми, это было трогательно. Как бы ты поступил, оказавшись в такой ситуации, предположим, с кем-либо из Флинтов?
- Почему бы нет, я же говорю, тот накал уже прошел. Да такое у нас иногда возникало и в те годы. Мамуля пробегал мимо Башни и Ноттингема, я мимо Жени, ну тех редких, с кем были хоть какие то контакты. Но были и такие, которые были бы беспощадно завалены в любое время. Приговоренные. У кб такими были Бак и Гашек, ну и не со злости Индеец. У нас такими всегда был Г..с и М…, Забродин. И в общем то я , за Фан-Вестник. Долгие годы я совсем старался не ездить в одиночку в метро и знал, куда в Мск можно, а куда нельзя пойти попить пива без окружения РБВ. Но еще раз повторю, приятно увидеть олдскул в действии. А Ивану Д. Я помог бы в любой ситуации. Он всегда был настоящим, хотя именно он при нападении нас на Финал кубка РФ Спартак – Локо в 1999 году, чуть не отломил мне руку табуретной ножкой!)))
Читате вторую часть интервью с Батумским.
Оригинал интервью на сайте "Фубольные фанаты" -