Антон Евменов рассказывает, как ЦСКА вел, но не купил Дениса Черышева, Матиаса Суареса и других игроков.
Я, пожалуй, еще немного похвастаюсь несколькими футболистами, которых вел спортивный отделом ЦСКА, пока я там работал. Вообще, эти списки и имена сами по себе ничего не значат. Туда можно поместить хоть Месси, хоть Азара, да кого угодно. Важно понимать, какие именно позиции необходимо усилить, способен ли игрок усилить команду, поедет ли он в Россию, насколько адекватная за него может быть запрошена сумма и потянем ли мы ее.
Шорт-листы (один из которых вы увидите ниже) составляются для того, чтобы иметь возможность систематизировать проделываемую работу. Они являются своего рода визитной карточкой селекционного отдела. Благодаря им руководство клуба может оценить, как работают клубные селекционеры, потому что вскоре станет понятно, хороший ли игрок – исходя из того, куда он перейдет и сколько за него заплатят. Ну а если в шорт-листе есть условный Гетце образца 2012 года, то скаут красавец, конечно, что подыскал такого качественного игрока, но вряд ли он сможет внятно объяснить не только руководству, но и самому себе, насколько велики шансы, что он перейдет в ваш клуб, если вы не в условной «Баварии» работаете, разумеется.
Самым интересным и плодотворным периодом в плане селекционной работы был сезон-2011/2012. Тогда руководство клуба начало доверять нашим методам работы, и Слуцкий со своим тренерским штабом убедился, что мы способны предлагать действительно хороших игроков, причем с осязаемыми шансами на то, что они поедут играть в Россию.
Вот список игроков, которые были предложены зимой 2012 года.
Про некоторых я расскажу подробнее.
Матиас Суарес
Летнее трансферное окно 2012 года могло сложиться для нас невероятно удачно. Как я уже писал, мы планировали усилить три позиции: правого защитника, центрального полузащитника и нападающего. В итоге в две позиции нам удалось приобрести футболистов, которые шли под первыми номерами в плане расставленных приоритетов, причем мнения селекционного отдела полностью совпали с мнением тренерского штаба. Не получилось только с Суаресом, и в итоге мы решили перенести укрепление позиции нападающего на зиму (вышло очень удачно, потому зимой что при крайне благоприятных для нас в экономическом плане обстоятельствах вернулся Вагнер).
Но еще 1 августа казалось, что у нас все сложится. В начале июля я летал встречаться с Матиасом Суаресом и его агентом, и уже на первой встрече удалось договориться об параметрах личного контракта. Интересы игрока представлял очень известный агент по имени Хорхе Ситцеспиллер, который когда-то работал с Марадоной. Мы пригласили агента с партнером в Москву на первый матч сезона-2012/13, чтобы они увидели команду и город, в который мог перейти их игрок. Мы даже успели показать им несколько квартир в районе, где живут большинство наших легионеров, чтобы те убедились, что Москва – местами очень даже комфортный город.
В начале августа мы с гендиректором вылетели в Брюссель на переговоры с «Андерлехтом». У бельгийского клуба были определенные финансовые обязательства перед агентом Суареса, которые пытались переложить на нас, однако мы четко понимали, какую сумму мы готовы были потратить. В итоге после нескольких часов переговоров уже ближе к вечеру «Андерлехт» согласился на наши условия, и мы полетели в Москву готовить трансферные документы.
Они были подписаны обоими клубами, бельгийцы на радостях даже сообщили на своем сайте, что сделка состоялась, не дожидаясь медицинского обследования. Ну а дальше все пошло наперекосяк. На медобследовании были обнаружены проблемы, которые нас настолько смутили, что мы отказались от приобретения игрока. Через несколько дней мы предложили «Андерлехту» взять игрока в аренду с обязательным выкупом, чтобы обезопасить себя от рисков. Но бельгийцы ответили категорическим отказом – вероятно, посчитав, что мы таким образом пытаемся сбить цену. В итоге в сезоне-2012/13 Суарес сыграл за «Андерлехт» лишь 11 матчей, так как ему в итоге потребовалась операция. Сейчас он полностью здоров, слава богу. Мы же остались на первый круг фактически без нападающих, зато начал раскрываться Муса, а зимой к нам в очередной раз вернулся Вагнер.
Люк Де Йонг
Люк де Йонг считался первым кандидатом в позицию нападающего, но игрок еще весной вежливо отказался от перехода. В начале лета мы попробовали вступить в переговоры еще раз: «Твенте» готов был общаться потому, что занял в чемпионате лишь 6-е место, но игрок вновь ответил отказом. Мы ведь и сами не попали в главный европейский турнир. В итоге он перейдет в менхенгладбахскую «Боруссию», где не заиграет, и транзитом через аренду в «Ньюкасле» вернется обратно в Голландию.
Пауло Дибала
В одной из командировок в Аргентину в апреле 2012 года я встречался с агентом Пауло Дибалы, которого последнее время сватают в половину ведущих европейских клубов. На тот момент он играл во втором аргентинском дивизионе, однако там была крайне запутанная ситуация с его правами. Аргентинский клуб «Институто», за который выступал футболист, продал большую часть прав на игрока инвестиционному фонду, при этом не согласовал это ни с футболистом, ни с агентом. В итоге «Палермо», представители которого после покупки Пасторе очень активно работают на аргентинском рынке, удалось разрулить ситуацию и выкупить его права за сумму порядка 7 миллионов евро. Мы же в тот момент посчитали, что ситуация была слишком проблематичной и не стали ввязываться в историю с игроком, который не сыграл еще и полного сезона на взрослом уровне. Тем более что альтернативные варианты представлялись менее рисковыми.
Раджа Наингголан
Про Раджу мне рассказал один знакомый из Германии. Я помню, как включил в Wyscout нарезку его лучших моментов: «Кальяри» играл против «Палермо», за который выступал мой хороший знакомый Хавьер Пасторе. Пасторе вот-вот должен был перейти в «ПСЖ» и был на самом пике формы. В том игровом эпизоде он был с мячом и на хорошей скорости двигался в сторону штрафной соперника, вдруг в кадре появился лысый парень с ирокезом и очень чисто, даже как-то издевательски отобрал мяч у аргентинца. А потом почти без паузы сделал передачу в атаку, которая дошла до адресата. С тех пор мы начали за ним следить.
Слуцкому Наигголан поначалу совсем не приглянулся, но потом он поменял свое мнение. В итоге мы вступили в переговоры. Его агента мы также приглашали в Москву, и он остался очень доволен увиденным. Вскоре и агент, и футболистдали согласие на переход в ЦСКА. Однако проблемы возникли с клубом. На тот момент им владел довольно легендарный в Италии персонаж по имени Массимо Челлино.
Так вот, клуб первое время в принципе игнорировал наши запросы. Когда же нам удалось вступить с «Кальяри» в диалог, то Челлино ответил, что он скорее сам купит ЦСКА, чем мы Наингголана. И даже поинтересовался стоимостью клуба – в довольно грубой форме. Я предложил в таком же духе спросить, сколько стоит остров Сардиния, но мы решили воздержаться от диалога, который из трансферного рисковал превратиться в геополитический. Переговоры были прекращены, и зимой 2012 года мы окончательно переключились на Эльма.
Денис Черышев
На тот момент Черышев играл за вторую команду «Реала» в третьем по силе дивизионе Испании. Не самый информационно богатый турнир для принятия решения о покупке игрока, за которого запросят немалые деньги. Была еще возможность наблюдать за ним в играх за молодежную сборную, однако там он соревновался со своими ровесниками, что также не давало достаточной информации. Все таки речь шла не о ста тысячах рублей. Тем более спортивный директор «Реала» дал понять, что ему прекрасно известно, сколько может стоить молодой российский игрок.
В октябре 2012 года мы отправили в «Реал» предложение о переходе футболиста, суть которого заключалась в следующем: за игрока предлагалась фиксированная сумма, которая мы платили сразу. Ровно такую же сумму мы заплатили бы, как только игрок провел 10 матчей за основной состав ЦСКА. Еще один бонус в том же размере полагался «Реалу» в случае выхода ЦСКА в групповой этап Лиги чемпионов – при условии, что в предшествующем чемпионате России Денис проведет не менее 50% матчей в стартовом составе.
Таким образом мы пытались обезопасить себя от рисков, что игрок не сразу заиграет на уровне ЦСКА, какой бы потенциал у него ни просматривался. Нам не удалось договориться, потому что «Реал» оценивал его транферную стоимость не только исходя из текущих качеств, но и из того, сколько он будет стоить в будущем. Перефразируя, продавец хотел продать виноград по цене вина, покупатель же мыслил ровно противоположными категориями. Это классический футбольно-экономический конфликт, особенно когда речь идет о молодых футболистах.