Весной, когда ЦСКА откатился на пятое место и пролетел мимо Лиги чемпионов, наконец, раскрылся Иван Обляков. С марта по май он раздал шесть из семи своих голевых передач за сезон. А еще забил «Оренбургу» и «зениту» (в Питере он когда-то учился играть в футбол) и получил вызов в сборную России.
Перед последним матчем сезона, с «Крыльями Советов», Обляков дал интервью Sport24.
— Победа над «ахматом» — первая для ЦСКА за четыре тура. Она прибавила уверенности?
— Любая победа придает уверенность, особенно после долгого периода без победы. Мы не могли выиграть, потому что где-то всегда чего-то не хватало. Опыта, мастерства, может быть. К счастью, победили и работаем дальше.
— Гончаренко сказал: было чувство, будто не выигрывали с осени. Были похожие мысли?
— Да. Последняя победа у нас была месяц назад. Плюс у нас еще не было таких длинных серий, поэтому у Виктора Михайловича сложилось впечатление, что мы не побеждали так давно.
— После матча все обсуждали назначенный пенальти. Смотрели повтор?
— Видел один. Думаю, там все на усмотрение судьи. Но, мне кажется, такие надо ставить. Федя грамотно подставился и получил по ноге. Ну и упал, конечно.
— ЦСКА точно займет четвертое или пятое место. Есть разница, на каком месте оказаться?
— Думаю, чем выше, тем почетнее. Тем более «Локомотив» выиграл Кубок, и четвертое место дает прямую путевку в Лигу Европы. Это лучше, чем идти через квалификацию.
— То есть в финале ты болел за «Локомотив»?
— Нет, ха-ха. Не особо люблю «Локомотив», поэтому было без разницы, кто выиграет.
— За что так не любишь «Локо»?
— Нет, никакой ненависти нет. Просто никого не люблю, кроме ЦСКА.
***
— Опыт, мастерство — чего еще недоставало ЦСКА весной?
— Честно, не знаю. Не могу сказать, что произошло. На сборах здорово поработали. Но, к сожалению, в играх, когда мы должны были набирать очки, мы этого не делали.
— Пример этому — матч с «Уфой». Что вообще произошло?
— Расслабились. Не хватило опыта, как уже говорил. Думали, победа у нас. Но «Уфа» показала: играть нужно до конца.
— Для команды это был тяжелый момент в психологическом плане?
— Да, но мы, молодые, быстро отошли. Хотя у кого-то этот матч долго сидел в памяти, и, наверное, это тоже помешало в следующих играх.
— Матч против «Оренбурга» ЦСКА тоже сыграл неважно. Но ты забил дебютный гол за ЦСКА, с центра поля. Как решился пробить?
— Да не знаю. Просто подумал, что может получиться забить, и ударил. И все равно не ожидал увидеть мяч в сетке. Нахлынула радость, но после игры радоваться уже не хотелось.
— Твоя мама в недавнем интервью говорила, что перед дебютным голом в Премьер-лиге — за «Уфу» в ворота «спартака» — ополоснула тебе голову святой водой. А ты головой как раз и забил. Перед «Оренбургом» ничего такого не было?
— Да вроде нет. Честно сказать, точно не помню. Но иногда бывает, что она привозит воду, дает выпить, брызгает на ноги, на голову.
— Почему не справились с «Оренбургом»?
— Когда забиваешь первым, нужно додавливать соперника. Мы этого не сделали. «Оренбург» забил нам, мы растерялись и получили еще один. Потом еще и Марио удалили. После того, как сравняли, выходили на второй тайм с надеждой на победу. Но «Оренбург» забил просто сумасшедший третий мяч. Если дать еще сто попыток забить с такой позиции игроку (Джордже Деспотовичу. — Sport24) — не забьет.
— Марио получил две желтые за несколько минут. Справедливо?
— Уверен: одну из двух желтых можно было не давать. Железно. Марио никогда не прыгает с поднятыми локтями, но судья что-то увидел и дал желтую.
— ЦСКА в любом случае уже в Лиге Европы. Это успех или провал — с учетом того, как шли в первой половине сезона?
— В любом случае интересно поиграть в Европе. Да, Лига Европы — менее престижный турнир, [чем Лига чемпионов], но там есть сильные, звездные команды. Поэтому там будет интересно. Надеюсь, в следующем сезоне у нас все получится, в том числе и в ЛЕ, и мы проведем его лучше, стабильнее.
— Что необходимо улучшить в следующем сезоне, чтобы избежать провалов?
— Нам просто не хватает стабильности. Надеюсь, что к началу следующего сезона прибавим во всех компонентах и будем биться.
***
— Ты лучший игрок ЦСКА во второй части сезона. С чем связываешь такой прогресс?
— Стараюсь играть в свой футбол. Это дает уверенность, помогает раскрепоститься. Но главное — победа команды. Потому что в каких-то матчах я могу играть хорошо, а команда проигрывает. Поэтому на каждую игру я выхожу с желанием и целью максимально помочь команде, насколько могу это сделать.
— Весной ты начал исполнять стандарты. Тренер назначил?
— Да. Тренер распределяет роли и функции на поле. Одно время подавал Никола (Влашич), потом Чалов. Сейчас у меня получается лучше, поэтому подаю я.
— В ЦСКА ты сыграл на многих позициях. На какой комфортнее?
— В центре. Это моя позиция.
— Некоторые игры у в этом сезоне у тебя были откровенно неудачные. Как справлялись с потоком критики?
— Я бы не сказал, что у меня не получалось. Может, я просто делал незаметную для болельщиков работу. Но в этом ничего страшного нет. Да, иногда были ошибки, но сейчас я играю лучше, чем осенью. Я сам это вижу и понимаю.
— Осенью ты принял участие практически во всех матчах, причем без замен. Болельщики начали называть тебя любимчиком Гончаренко. В команде подкалывали по этому поводу?
— Нет. В команде каждый видит, какой игрок в какой форме. И тренер выбирает состав, исходя из того, кто лучше в данный момент. Поэтому шуток такого плана не было.
— Скажи честно: чувствуешь себя любимчиком?
— Нет. У Виктора Михайловича все любимчики. Вся команда. Это даже видно по общению с игроками. На тренировке он всегда подзовет, объяснит, как будет правильнее. У него колоссальный опыт. Он все знает. Если надо, Виктор Михайлович будет с тобой за ручку ходить и объяснять. Причем неважно, опытный ты игрок или молодой.
— Болельщики призывали чуть ли не уволить Гончаренко после череды неудачных матчей.
— Мы не обсуждали это в команде. Но я считаю, что Виктор Михайлович — лучший тренер в России на сегодняшний день. Поэтому таких разговоров даже быть не должно!
***
— Почему в команде тебя называют «бублом»?
— Раньше всегда называли «пузырем». А по-английски пузырь — это и есть «бубл» (bubble. — Sport24). Кто-то сказал — и прижилось. Но я не обижаюсь. И в детстве много разных кличек у меня было. Какие, сейчас уже не вспомню. В школе обижался, а сейчас уже не реагирую. Если кому-то удобнее называть меня «бублом» — пускай.
— Кто за этот год из молодых ребят добился наибольшего прогресса?
— Думаю, Ильзат Ахметов. Совсем по-другому стал выглядеть на поле, уверенно играет. Весной на него полилась критика, что он стал хуже выступать. Но я так не считаю, критика незаслуженна.
Федя Чалов тоже прибавил в стабильности. Считаю, что он еще больше способен забивать. На тренировках мы вместе с ним отрабатываем удары, он очень старается. Наибольший прогресс именно у них.
— Для Феди важно выиграть титул лучшего бомбардира?
— Скорее всего, да. Видно по нему, что хочет. Но в чем большой плюс Феди: он не жадный, всегда отдаст передачу, если партнер в лучшей позиции. Чалов в этом плане большой молодец. Он один из тех игроков, с кем я больше всего общаюсь.
— Чалов дорос до уровня иностранного чемпионата?
— Лучше спросить это у него. Когда Федя будет готов — уедет. Уверен, у него получится в любом чемпионате.
— Если бы он спросил твой совет, что бы ему сказал?
— Спросит — тогда и скажу!
— Вас вызвали в сборную. Как узнали о приглашении?
— Если честно, просто увидел список в интернете. Черчесов не звонил, ничего не говорил.
— Какие эмоции испытал?
— Да просто порадовался, и все. Для меня это, безусловно, очень приятно. Любой футболист хочет играть в сборной, защищать честь страны. Мечтаю надеть футболку национальной команды.
***
— Как часто бываешь на родине, в Вындином острове?
— Кстати, довольно часто. После «Ахмата» было несколько выходных дней, и я съездил к родне, в свою деревню. Стопили баньку, а там речка у нас рядом, Волхов. Так что попарился, быстро искупался — и обратно греться. Вода пока ледяная, но потихоньку становится теплее.
— Чем обычно занимаешься дома?
— Последний раз обтяпывал картошку. Зимой дрова колол вместе с отцом — это, наверное, мое любимое. Для меня это не трудно, а родителям надо помогать. Устаешь, конечно, от такой работы, но не больше, чем от футбола. Хотя если пять часов постоишь с топором… Все отваливается.
— А чем больше всего не нравится заниматься?
— Ковыряться в огороде. Картошку полоть тоже не очень любил, очень много времени на это уходило. Зато после этого ездили на речку купаться! Самое приятное было после. Но если надо что-то вспахать, обтяпать — всегда готов помочь маме и папе.
— Акинфеев обожает рыбалку.
— Мне рыбалка не по душе. Один раз ездили в лес километрах в десяти от села. Там ходили с сетями по водоемам, ловили рыбу. Вот это еще более-менее, а сидеть с удочкой — не мое.
— Как тебе финал «Игры престолов»?
— Не смотрел. Этот сериал начался очень давно, а я что-то как-то сразу не стал следить. Да и вообще иностранные сериалы очень мало смотрю. В основном русские.
— Какие?
— «Молодежку» — все сезоны. Но больше всего люблю военные. «Диверсант» — лучший.
***
— Видел фото, где ты играл в хоккей.
— Мне нравится этот вид спорта, всегда смотрю по телевизору. В волейбол летом люблю поиграть. У нас в деревне есть площадка с песком, там сетку натягиваем. А зимой да, можем поиграть аккуратненько в хоккей.
— Почему не стал хоккеистом?
— Футбол любил больше. К тому же хоккей был менее доступным, особенно для деревенского парня. Надо же покупать коньки, защиту…
— Мама говорила, что ты участвовал в турнире по дартсу.
— Даже не помню, в каком именно. Что-то местное. Дартс — лотерея. Профессионалы знают, как кидать. А я так… Сколько набью, столько набью.
— Родители не собираются переехать в Москву?
— Точно нет. Не любят такой быстрый город, суету. В деревне все знакомое, родное, свое. Поэтому в переезде нет смысла.
— У тебя четыре старшие сестры.
— Да, иногда надо мной шутили. Наряжали в красное платье в горошек, фотографировали.
— Сильно обижался?
— Ну так, немного, но быстро отходил. Раньше говорил: вот вырасту, покажу вам, отомщу! А сейчас уже все забыл. Мы очень хорошо общаемся друг с другом.
— Где теперь работают сестры?
— Две сестры живут там же, в деревне. Еще одна живет неподалеку, в пятнадцати километрах, часто приезжает домой. И последняя переехала с мужем в город под Тверью. Ничем особенным не занимаются, работают, по мелочи.
***
— Какой видишь свою карьеру через пять лет?
— Хороший вопрос. Буду стараться прогрессировать, хочу закрепиться в сборной и постоянно выступать за нее. Ну и как можно больше выиграть титулов с ЦСКА.
— А как же поиграть в Европе?
— Конечно, интересно. Кто откажется поиграть в топовом чемпионате?
— За какую команду болеешь?
— В Англии за «Арсенал». Еще со времен Аршавина за них переживаю. Сейчас тоже их поддерживаю. А в Испании больше за «Реал». Но когда обыграли их — испытал непередаваемые эмоции!
— «Арсенал» в финале Лиги Европы, но в Англии — не конкурент топам. Грустно?
— Да, у них такой период. Хотя при Эмери все начало налаживаться. Надеюсь, уже в следующем сезоне поборется за титул. Но с такими командами, как «Ливерпуль» и «Манчестер Сити» играть на равных почти невозможно. Сумасшедший уровень, сметают всех!