Капитан ЦСКА вчера провел 500-й матч в карьере. Армейцы сыграли вничью с «Ромой» и по-прежнему сохраняют шансы на выход в плей-офф Лиги чемпионов из так называемой «группы смерти». Сегодня мне выпала возможность поздравить Игоря Акинфеева с юбилеем, а заодно и побеседовать с ним.
- Игорь, позвольте вас поздравить с круглой и внушительной цифрой! Не за горами достижение Владимира Федотова, который установил клубный рекорд, сыграв 426 матчей за ЦСКА. Сейчас на вашем счету 423 матча в составе армейского клуба, и это значит, что уже через две недели в Мюнхене вы можете стать новым рекордсменом. Насколько важны для вас эти цифры?
- Мне кажется, что самой важной и запоминающейся цифрой для спортсмена является единица. Первый матч за клуб, первый за сборную, первое чемпионство, первый кубок, первый международный трофей и так далее. А с годами, когда уже добыто много побед, на первый план выходит постоянство. Не опускаться ниже определенной планки мастерства — вот что должно быть важнее всего для профессионального спортсмена. Но, конечно, какие-то выдающиеся достижения (рекорды по числу матчей, сухих матчей, титулов...) футболисты в голове держат. Хотя бы в качестве ориентира, чтобы не сбиться с пути, скажем так.
- Наверное, именно таким ориентиром для вас является рекорд Рината Дасаева по количеству «сухих» матчей. Вам осталось сыграть 17 раз на ноль, чтобы побить и это достижение (на счету Дасаева 229 «сухих» матчей, у Акинфеева на данный момент 213 – прим. Bobsoccer). Уверен, что это случится в 2015-м году! Между тем, представляю, как вам надоели разговоры о другом достижении, к сожалению, не очень приятном — самой продолжительной серии с пропущенными мячами в Лиге чемпионов...
- О, этим достижением я дорожу особенно сильно (смеется)! Также приятно осознавать, что и побить его пока могу только я.
- Отрадно видеть, что вы относитесь к этим разговорам с юмором.
- А как еще можно к ним относиться? Неужели всерьез? Можно ли всерьез воспринимать слова людей, которые атмосферу Лиги чемпионов прочувствовали только по телевизору? Все разумные люди давно поняли, что нельзя, выражаясь современным языком, «кормить тролля». Иначе он начинает думать, что имеет какое-то значение. Если же говорить серьезно, то я хочу спросить у вас, знаете, какой самый успешный результат у российского клуба в Лиге чемпионов?
- Если не считать проход в 95-м «Спартака» в четвертьфинал, куда напрямую попадали из группы, то его показал ЦСКА в 2009 году.
- А многие ли знают, что тогда мы установили самое лучшее, как вы правильно заметили, на сегодня российское достижение в Лиге чемпионов... пропуская в каждом матче? То есть, мало того, что мы регулярно выступаем в сильнейшем на планете турнире, мы там боремся — пропускаем и забиваем, выигрываем и проигрываем и попадаем в топ-8 Европы! Кому-то нужно напомнить составы наших групп в последние два года? Много ли было здравомыслящих людей, которые могли предположить, что к последнему туру в этом году мы будем сохранять шансы на выход из группы? Вот, что действительно достойно разговоров.
- Очень важно, что вы говорите «мы пропускаем и забиваем», во множественном числе...
- А никому в команде и в голову не придет сказать или подумать иначе. Даже если случаются очевидные индивидуальные ошибки. Ошибки бывают у всех! Вратарей, защитников, полузащитников, нападающих. Ошибки форвардов забываются быстро. А уже если матч выигран, то вообще моментально. То же с полузащитниками. Намного чаще и дольше за промахи ругают защитников. Ну а на вратарей и вовсе могут навесить всех собак, а потом годами припоминать их неудачи. Люди, как правило, вообще не обращают внимание на то, при каких обстоятельствах пропускались мячи. Им достаточно посмотреть на счет, например, 0:3, чтобы начать говорить: «О, этот опять трёху получил!» И никто при таком счете не скажет, что если бы не вратарь, то мячей в ворота могло бы влететь вдвое больше.
- В самом деле, обычно так и бывает. Как же быть голкиперу? Вчера, например, ваш сэйв после удара Ляйича стал ключевым моментом матча. Не будь этого спасения — не было бы и ничьи. Но наши статистики упрямо гнут свое: очередной матч, когда Акинфеев пропустил...
- Да пусть считают. Вратарь должен быть готов к этому. Без психологической устойчивости он никогда не сможет играть на высоком уровне. И уж тем более выручать команду, партнеров, помогать им добиваться положительного результата. И не ради статистики, а ради родного клуба ЦСКА. Надеюсь, в том, что он для меня родной, ни у кого нет сомнений (улыбается)?
Максим Квятковский