Защитник армейцев и сборной России — о своей карьере, неудачах национальной команды и борьбе за золото РФПЛ со «спартаком»
Во второй части нынешнего сезона Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) основным защитником ЦСКА стал Виктор Васин. О нем заговорили еще в 2010-м, когда никому не известного игрока команды «спартак-нальчик» неожиданно пригласили в сборную Росиии — Васин вышел на поле в товарищеском матче против Бельгии. Через несколько месяцев Виктор оказался в ЦСКА. СМИ прочили молодому футболисту блестящее будущее, называя его сменщиком Сергея Игнашевича. Однако сезон за сезоном Виктор проводил на скамейке запасных в ожидании своего шанса. Он играл за дубль армейцев, дважды переходил на правах аренды в клубы второго эшелона («Уфа» и «Мордовия»), но в итоге пришел к своей цели.
Новый наставник ЦСКА Виктор Гончаренко, который зимой сменил на тренерском мостике Леонида Слуцкого, не провел еще ни одного матча без Виктора Васина в основном составе. Спустя шесть лет футболист все-таки стал основным защитником армейского клуба. В эксклюзивном интервью «Известиям» Виктор Васин рассказал о самых сложных этапах в своей карьере, оценил шансы ЦСКА в борьбе за золотые медали чемпионата России и назвал причины последних неудачных выступлений национальной команды.
— «спартак» лидирует в чемпионате России. Есть возможность отыграть его преимущество?
— Конечно! Пока существуют хотя бы теоретические шансы на чемпионство, ЦСКА будет биться. Сейчас мы смотрим только на себя и не обращаем внимания на соперников. Главное — побеждать в каждом следующем матче.
— Когда зимой вы возвращались в ЦСКА, ожидали, что сразу станете игроком основы?
— Я играю на той позиции, которая подразумевает, что ты либо выходишь в основном составе постоянно, либо всё время сидишь на скамейке. Не скажу, что ждал, но очень хотел стать игроком основы. Сейчас всё складывается удачно и у меня много игрового времени.
— Когда вы узнали, что Виктор Гончаренко хочет видеть вас в ЦСКА?
— После заключительной перед зимним перерывом в чемпионате игры за «Уфу». Буквально сразу после финального свистка. Честно говоря, у меня было предчувствие, что это может произойти.
— Гончаренко как-то изменился в плане общения с игроками после перехода в ЦСКА? Все-таки в «Уфе» не было столь авторитетных футболистов...
— Он вообще не изменился. Виктор Михайлович со всеми общается одинаково, будь то молодой игрок или уже взрослый опытный футболист.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
— Говорили, что в «Уфе» Гончаренко мог прямо во время тренировки взять одного из игроков за руку и начать подробно объяснять, что и как он должен делать в той или иной ситуации. В ЦСКА такое возможно?
— Конечно. В ЦСКА, как и в «Уфе», это происходит регулярно. Не вижу в этом ничего странного. Бывают определенные тактические нюансы, которые иначе и не объяснишь.
— С приходом Гончаренко ЦСКА стал играть в трех центральных защитников. Это не напоминает вам тактику «Уфы»?
— Лично для меня игра ЦСКА очень похожа по тактике на игру «Уфы». Конечно, есть определенные моменты, которые в московском клубе серьезно отличаются, но в целом мне было проще всего освоиться с новым тренером.
— На последние игры сборной России вы поехали в качестве игрока основы топ-клуба национального первенства. Это придавало уверенности?
— Да, я чувствовал себя намного увереннее. К тому же сейчас я уже старше многих ребят в национальной команде, намного лучше их всех знаю. В сборной России мне так же комфортно, как и в ЦСКА.
— В товарищеском матче против Бельгии вам впервые удалось отличиться. Что чувствовали в тот момент?
— Конечно, было очень приятно. Но я не придаю этому особого значения. Гол — небольшой приятный бонус. Если говорить о матче с бельгийцами (3:3) в целом, хорошо, что нам удалось отыграться. После игры с Кот-д’Ивуаром (0:2) нам обязательно нужно было реабилитироваться. Ничья — не лучший результат. Но все-таки команда Бельгии — одна из сильнейших сборных мира. Так что этот результат можно занести в актив.
— Практически все команды на Кубке конфедераций-2017 будут примерно такого же уровня, как команда Бельгии...
— Мы понимаем, что любая игра на этом турнире будет на более высоком уровне, чем товарищеские матчи. Но понимаем также и то, что только через игры с такими серьезными соперниками команда может прогрессировать.
— В сборной России появился очередной натурализованный игрок — ваш одноклубник Марио Фернандес. Не возникает сложностей в общении из-за языкового барьера?
— Марио хорошо понимает по-русски, но сказать может не всё. Все-таки русский язык — далеко не самый простой, поэтому ему периодически помогает переводчик. Общаемся с Фернандесом частично на русском, частично на английском. Бывает, даже на португальском. Думаю, Марио чувствует себя в сборной России так же комфортно, как в ЦСКА.
— Когда Фернандес только перешел в ЦСКА, у него была не лучшая репутация: его отчислили из сборной Бразилии после того, как он опоздал на сбор команды после ночи в клубе. В ЦСКА его перевоспитали?
— Помню, когда Марио только приехал в Россию, он был еще совсем молодой и вел себя очень скромно. Может, и была в Бразилии какая-то неприятная история, но я уверен, что в СМИ ее преувеличили и навесили на Марио определенный ярлык. А на самом деле он очень спокойный. Вообще не помню, чтобы Фернандес ходил в клубы или хоть раз опоздал на тренировку.
— Когда вы переходили в ЦСКА в 2011 году, к вам проявляли интерес другие команды?
— Был интерес со стороны «Локомотива», но конкретное предложение поступило только от ЦСКА.
— Учитывая, как складывалась ваша карьера в армейском клубе, не жалеете, что сделали именно такой выбор?
— Нет, сейчас я абсолютно ни о чем не жалею. Что ни делается, всё к лучшему.
— Когда вы, уже будучи зрелым футболистом, не проходили в основной состав ЦСКА, вам приходилось играть за дубль. Это не давило психологически?
— Честно говоря, не помню, чтобы это было очень часто. Но каждый раз, когда я играл за дубль, это была моя инициатива, клуб меня не заставлял. Сам просился — потому что было очень сложно без игровой практики.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
— За шесть лет в ЦСКА вы дважды уходили в аренду — в «Мордовию» и «Уфу». Были ли еще варианты?
— Была возможность уйти в аренду в «Анжи» — по-моему, в прошлом сезоне. Но по непонятным для меня причинам этого так и не случилось.
— В «Уфу» вы уходили вслед за Гончаренко. А сложно ли было решиться на аренду в «Мордовию», которая никогда не считалась стабильной командой?
— Решиться было несложно. Когда сидишь полтора года вообще без футбола, то готов на любой вариант.
— Главным тренером «Мордовии» на момент вашего прихода был знаковый в российском футболе персонаж — Юрий Семин. Можете вспомнить историю, связанную с ним?
— Большинство историй, наверное, не для публикации. С Палычем было очень весело. Помню, как играли с «Динамо» и в самой концовке первого тайма из-под меня забил Кевин Кураньи. Потом в перерыве между таймами Семин раз 20 у меня спросил: «В тебе есть что-нибудь мужское?» (Смеется.)
— Вас удивило назначение Семина в «Локомотив» в таком солидном возрасте?
— Вообще не удивило. Семин еще в полном порядке — во всех планах. Какие тут могут быть вопросы? Тем более он — легенда «Локомотива», обожаемая болельщиками фигура. Плюс это отличный ход, чтобы вернуть народ на стадион.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
— В одном из интервью вы рассказывали, что общаетесь с бывшим партнером по нальчикскому «спартаку» Виктором Файзулиным. Он уже два года фактически не играет в футбол — как он это переживает?
— Файзулин отлично держится. Он большой молодец, не падает духом. Да и с точки зрения физической подготовки вопросов к нему нет. Мы вместе с ним отдыхали зимой в Сингапуре. У него ни грамма лишнего веса, он постоянно занимается и работает в разы больше, чем любой здоровый футболист. Он верит, что после очередной операции сумеет вернуться на поле. Мы все в это верим.
— А верите в недавнее заявление Файзулина, что его можно ждать в составе сборной России на чемпионате мира 2018 года?
— В футболе всё может поменяться в один момент. Несколько удачных игр, пара голов — и тебя уже заметили. А если Файзулин восстановится и начнет играть за «зенит», то он автоматически станет одним из кандидатов в сборную. Тут всё упирается в здоровье — если он восстановится, то я считаю реальным увидеть его в составе национальной команды на чемпионате мира.
— Еще один ваш бывший одноклубник, с которым вы общаетесь, — Олег Самсонов — завершил карьеру в 28 лет и занялся строительным бизнесом. Насколько это кажется вам перспективным? Не звал ли он вас в компаньоны?
— Когда я в первый раз увидел в «спартаке-нальчике» Олега, то сразу понял: далеко пойдет. Такой уж он конкретный, настырный и очень пробивной по жизни человек. Думаю, как бизнесмен он очень перспективен. Что он уже и сейчас доказывает — я слышал, что у него в компании всё хорошо. Лично меня он компаньоном не приглашал, да мне и не до этого пока.
— А у вас нет какого-то бизнеса, как у многих футболистов?
— Мне пока что не до этого. Я только недавно квартиру купил, сейчас ремонт там делаю — всё время туда уходит.
— Почему только сейчас обзавелись собственным жильем?
— Только сейчас удалось накопить. С нынешними московскими ценами это непросто.