В Хорошевском районе Москвы местные жители вышли на пикет против строительства нового стадиона ЦСКА. По их мнению, появление 30-тысячной арены с пристройкой в виде 45-этажного офисного здания парализует движение на дорогах и ухудшит экологию.
Филипп ПАПЕНКОВ из Москвы
Район Ходынского поля и прилегающие территории традиционно считаются армейскими.
Когда-то здесь был аэродром, а окрестные земли принадлежали по большей части военному ведомству.
Отсюда и обилие спортивных объектов ЦСКА: легкоатлетический манеж, ледовый дворец, домашняя арена баскетбольного клуба.
По сей день расположены в районе комплекс зданий Главного разведывательного управления Генштаба, авиационный завод им. Илюшина.
В начале 60-х чуть западнее аэродрома был создан парк, который в советское время также был занят воинскими частями, и футбольный стадион, получивший имя Григория Федотова. В 90-е годы арена стала основным домом ЦСКА.
Еще через несколько лет она была снесена, чтобы на ее месте появилась новая. Но тут выяснилось, что небольшая часть земли принадлежит не Министерству обороны, а является муниципальной. Начались долгие годы судебных тяжб и разбирательств…
Пока суть да дело, вокруг стали появляться жилые дома. Да не простые, а элитные. Комплекс "Гранд-Парк", возведенный в 2004 году, расположился как раз через дорогу от футбольной стройки. А парк рядом со стадионом, куда обитатели домов ходят с детьми кормить белок, получил название "Березовая роща". На одноименном проезде в субботу и прошел пикет против строительства арены.
Казалось бы, чего отгороженным высоким забором жителям элитных многоэтажек не хватает? Полностью парк никто застраивать не собирается, при стадионе будут открыты секции и кружки, магазины.
А дело вот в чем. Главная претензия – наличие в проекте 45-этажного офисного здания. И без того простаивающие часами в пробках жители понимают, что дополнительный поток автомобилей приведет к коллапсу. На проезде Березовой рощи и Песчаной улице движение двухполосное.
Ведущая к Ленинградскому проспекту улица авиаконструктора Микояна чуть шире, но это совсем не улучшает дорожную ситуацию. Дело вот в чем: полным ходом здесь уже идет строительство станции метро "Ходынское поле" и торгово-развлекательного комплекса "Авиапарк", который станет самым большим в Европе (!) в своем роде. Масштабы стройки, соответственно, просто огромны.
А ведь первоначально здесь должен был быть создан парк и Музей авиации, но… На остатках взлетной полосы брошена авиационная техника - часть разрезана на металлолом, что-то выкуплено частными музейщиками. То есть из всех прожектов в жизнь претворяется только один – торговый комплекс.
Согласитесь, понять недовольство жителей уже проще. Организатором пикета выступило движение "За парк". Его главная мишень - как раз ТРЦ "Авиапарк", вокруг которого не создается никакой рекреационной зоны. Можно сказать, что стадиону ЦСКА не повезло – слишком уж накалена обстановка.
Собравшиеся 250 человек, среди которых было много детей, держали в руках плакаты "Гинер все купил", "Нет незаконному строительству", "Гинер футболит жителей", "Бизнес-центр – это не спорт". Часть претензий, звучавших на пикете, была скорее эмоциональна, чем конструктивна. От общей площади парка предполагается "отрезать" совсем небольшой участок. При этом там будет расположена входная группа арены – то есть озеленить помех не будет.
Но есть вопросы, на которые было бы любопытно узнать ответ президента ЦСКА. Каким образом могла начаться стройка, если общественных слушаний еще не было? Как будет решен вопрос с транспортными развязками? Где гарантии, что 45-этажная башня на этом месте – это безопасно?
- Несколько лет назад на Ленинградском проспекте произошел серьезный провал грунта, - сказала одна пожилая пикетчица. – Так вот специалисты считают, что причиной стали воды реки Таракановки, загнанные в свое время в коллектор. И течет она аккурат под "Березовой рощей"! Нельзя здесь такие громадины строить!..
- Даже сам 30-тысячный стадион – это уже невероятная нагрузка на район, - отметил мужчина с ребенком на руках. – Но тут есть и много плюсов: это и возможность заниматься спортом, и дополнительные инвестиции в казну управы.
Вот тут шутят, что мы, мол, все болельщики "Спартака". Да вы поймите, мы не против ЦСКА, мы просто хотим, чтобы все было по закону. Пусть проведут слушания. Докажут, что все безопасно. Расскажут, как решать транспортные вопросы. И, конечно, эта башня… Футбол здесь вообще ни при чем!
Проезжающие мимо машины периодически одобрительно гудели клаксонами, но были и другие.
- ЦСКА – чемпион! – несколько раз прокричали из окна притормозившего черного джипа крупные мужчины. Звучало так, будто они и правда обращаются к фанатам "Спартака". Хорошая репетиция накануне дерби.
- А вот вы точно в этом районе живете? – обратилась дама к лидеру движения "За парк" Олегу Ларину, который давал интервью на телекамеру.
- Конечно. Живу вот в этих самых домах.
- А-а-а, ну понятно. То есть сами забором отгородились, нам приходится все эти хоромы обходить через километр, а теперь еще и хотите, чтобы вокруг ничего строили. А я вот сюда переезжала, именно чтобы стадион рядом был! Не надо нас этого лишать!
Словом, ситуация непростая. С одной стороны, похвально стремление москвичей бороться за свои права, за свежий воздух. Бизнес настолько часто выигрывает у экологии, что зеленых зон в городе становится все меньше. И относится это не только к Москве. Например, можно провести параллели с олимпийской стройкой, пусть и не буквальные.
Но, может, пусть лучше будет стадион с офисной башней, чем башня без стадиона, как во всех остальных случаях? В отличие от холодных монстров из бетона и стекла с банкирами и чиновниками, футбольная арена – это место, где кипят настоящие, живые, а не кабинетные страсти. Да и нет для ЦСКА места роднее, чем Песчаная.