— Итак, Марио, прошло уже достаточно времени с того момента, как вы переехали в Россию. Не пожалели о принятом решении?
— Ни на секунду! Я приехал в солидный клуб, в котором мне всё нравится. Почему я должен был пожалеть? Я вполне счастлив.
— Не сильно замёрзли этой зимой в Москве?
— В Москве в самом деле очень холодно. Но я на удивление быстро адаптировался (сам не ожидал), и теперь холод мне нипочём.
— Москва не самый дружелюбный город для иностранцев — в том смысле, что, не зная русского языка, в нём трудно жить полноценной жизнью.
— С этим тоже нет проблем. Если очень нужно, мне на помощь всегда приходит наш переводчик — Макс Головлев. Ну а по мелочам — объясниться в магазине или ресторане, например, — я и сам справляюсь. Если же мне с друзьями необходимо куда-то поехать, мы просто вводим адрес в навигатор и спокойно едем (улыбается).
— ЦСКА продолжает подготовку к сезону в другой стране. Вы, наверное, впервые столкнулись с таким явлением, как заграничный сбор, ведь из Бразилии нет необходимости уезжать в тёплые края для подготовки?
— Ну да. В Бразилии сборы мы проводили в том же городе, где жили и играли. А тут приходится часто и много ездить и подолгу проводить время в одном фактически закрытом коллективе. Но ничего страшного в этом не вижу.
— А бывает такое, что все товарищи надоедают так, что хочется кому-нибудь врезать как следует?
— (Смеётся.) Нечто похожее на эту мысль иногда в голове возникает. А если серьёзно, то конечно, бывают моменты, когда хочется поскорее оказаться дома. Но это часть моей работы, и я стараюсь делать её со всей ответственностью. По крайней мере пока сборы меня нисколько не напрягают.
Вагнер Лав: Сборы вдали от дома — это, конечно, стресс. Ух, сколько же у меня их было! Точно могу сказать: когда знаешь, что вечером вернёшься домой к своим родным, то и тренируешься лучше, и голова не загружается тяжёлыми мыслями.
— Как справляться со стрессом?
Вагнер Лав: Нужно просто научиться полностью погружаться в тренировочный процесс и отключать тяжёлые мысли.
Марио: А если до конца отключиться не получается, то можно вечером прийти в номер и порыдать в подушку. А потом позвонить родным и порыдать с ними вместе по телефону (смеётся).
— Что ж, теперь абсолютно ясно, что с вашим чувством юмора, Марио, и уровнем внутреннего позитива никакой стресс не страшен. И даже две последние весьма обидные травмы — перелом носа, который случился осенью, и недавнее сотрясение мозга после столкновения со своим же игроком — не способны вас выбить из колеи.
— В смысле не боюсь ли я теперь бороться за верховые мячи? Нет, не боюсь. Ничего такого уж страшного со мной не произошло. Со всеми случается.
— А в смысле подготовки к сезону? Вам пришлось некоторое время побыть вне тренировочного процесса. Не отстаёте от товарищей?
— Думаю, нет. Я уже полноценно тренируюсь и сыграл в нескольких контрольных матчах. Уверен, что наберу нужные кондиции к началу марта.
— Кстати, верно ли наблюдение — когда осенью вам пришлось играть в маске, соперники намного чаще забрасывали мяч в вашу зону по верху?
— Ну да, было такое. Но, по-моему, особой пользы им из этого извлечь не удавалось.
— С недавних пор в вашей российской карьере произошла приятная перемена. В ЦСКА вернулся Вагнер Лав. Теперь вы, наверное, вдвойне счастливы?
— А как же! Мы сразу подружились. Я не говорю на иностранных языках, поэтому с товарищами по команде не очень-то удавалось пообщаться. А теперь с Вагнером болтаю постоянно.
— Вагнер, он уже успел вам надоесть?
Вагнер Лав: Марио? Надоесть? Да ладно! Он такой спокойный и деликатный! Я готов с ним общаться постоянно. Никогда мне это не надоест. Надеюсь, мы много времени проведём в одной команде.
— Вам, наверное, ещё один бразилец не помешал бы?
Вагнер Лав: Чем больше бразильцев, тем лучше (смеётся).
— А не превратится ли футбол в карнавал в таком случае?
Вагнер Лав: Ну не знаю. По-моему, всем было хорошо в середине 2000-х, когда бразильцев в ЦСКА было несколько и клуб выигрывал всё подряд. Если говорить серьёзно, то для игры важна не национальность, а качество футболиста. На поле всё остальное быстро теряет значение. А если парень мало что умеет, то, будь он хоть трижды мой земляк, мне с ним не здорово будет играть в одной команде. Ну а приятное общение вне футбола в кругу соотечественников — это совсем другая тема.
— Вопрос как раз о взаимопонимании на поле. Марио, по нескольким первым матчам казалось, что вы с партнёрами ещё не нашли общий язык. Вы часто убегали по краю в атаку, а за вами оставались зоны, которые другие игроки не успевали перекрывать...
— В самом деле, так было поначалу. Иногда мой край в обороне действительно оставался пустым. Я часто подключаюсь к атакам, и это вся команда знала с самого начала. Но всё-таки нужно время, чтобы сыграться. Я считаю, что мы с товарищами очень быстро стали понимать друг друга. Сейчас такие провалы почти не происходят.
— Вы уже все футбольные термины выучили по-русски?
— Ну, какие-то — точно. "Один", "сзади", "право"… А как будет "лево" по-русски, Макс? (Вопрос переводчику Максиму Головлеву.) Хотя зачем мне это, я же правый защитник(смеётся)!
— Браво! Ваше чувство юмора восхищает. Но вернёмся к серьёзной теме. ЦСКА идёт на первом месте. Трудно ли будет удержать лидерство до конца?
— У нас отличные шансы. Мы на первом месте, у нас наибольшее количество очков. Какие ещё могут быть сомнения? Конечно, бороться с "зенитом" и "анжи" трудно. Они покупают дорогих футболистов. Но и мы усилились. Разве кто-то сомневается в том, что Вагнер великий игрок?
— Кто лучше — он или Халк?
— Что за вопрос? Вагнер, конечно! Хотя не могу не отметить, что Халк тоже очень силён.
— Вы с Вагнером уже наверняка пришли к выводу, что единственный шанс для вас двоих попасть на чемпионат мира — 2014 — это выиграть в составе ЦСКА Лигу чемпионов в следующем году.
Вагнер Лав: Выиграть Лигу чемпионов безумно трудно. Если так судить, то сыграть на чемпионате мира нам не суждено (смеётся). Шутки шутками, но ведь для того мы и приезжаем. Не просто получать зарплату, а выигрывать трофеи.
Марио: Ну и, кстати, это раньше тренеру национальной команды было не важно, что там делают наши соотечественники в Восточной Европе. Сейчас в России играют очень сильные бразильцы, которые постоянно в поле зрения тренерского штаба сборной. Уверен, что и наше с Вагнером выступление не останется незамеченным. Но яркая индивидуальная игра не будет не иметь никакого смысла, если команда не будет побеждать. Так что ЦСКА — чемпион! Вот что я скажу напоследок (улыбается)
.