Один из главных творцов победы ЦСКА в Кубке УЕФА 2004/05 Валерий Георгиевич Газзаев поделился воспоминаниями о том, что было накануне, во время и после той эпической игры, навечно вошедшей в армейскую историю.
– Валерий Георгиевич, когда Вам было легче заснуть – накануне матча или после него?
– Накануне было легче! Мы очень хорошо подготовились, и я был спокоен. Настроение было отличным, поэтому спал я перед финалом крепко. Удивительно, но волнения не было! Более того, когда мы приехали на стадион, нас встречал тогда только недавно избранный президент Российского футбольного союза Виталий Леонтьевич Мутко. И у меня сложилось впечатление, что он переживал гораздо больше.
А вот после игры пошли счастливые бессонные ночи…
– Вы рассказывали, что в перерыве Вам не пришлось ни повышать на игроков голос, ни говорить что-то особенное. Честь и хвала профессионализму наших футболистов! А что творилось у Вас на душе? Главный матч жизни, команда проигрывает.
– В перерыве я внес тактические изменения, и во втором тайме они сработали. Футболисты же прекрасно понимали, что такие матчи случаются не каждый день, и дополнительное напряжение им было совершенно ни к чему. Игроки сами переживали и сами безумно хотели выиграть! Поэтому я должен был вселить в парней уверенность. И когда они выходили на второй тайм, они были мобилизованы, у них горели глаза. Я чувствовал, что команда заиграет совершенно по-другому.
– Понятно, что после такой победы огромное количество людей поздравляло Вас с триумфом. А чьи слова оказались самыми запоминающимися?
– В первую очередь меня поздравили мои друзья и близкие. Очень приятно было услышать поздравления от президента России Владимира Путина. Когда мы вернулись на родину, Владимир Владимирович устроил нам прием в Кремле.
Неожиданным стал звонок от вдовы Лобановского. «Очень жаль, что Валерий Васильевич не дожил до такой грандиозной Победы!» – сказала она. Также меня поздравил тогдашний председатель Счетной палаты Сергей Вадимович Степашин и многие другие.
– Можно ли сказать, что та команда была сильнейшей за всю историю ПФК ЦСКА?
– Всё определяет результат, так что, наверное, можно. Кубок УЕФА – наивысшее достижение ЦСКА, и игроков, которые его выиграли, можно считать сильнейшими.
За 7 лет моей работы в ЦСКА мне приходилось создавать, по сути, три команды – в 2002-м, 2005-м и 2008-м. Сначала мы выиграли Кубок России и золото Чемпионата страны в 2002 и 2003 годах, а в 2005 году в составе было уже 7 новых игроков. И многим из них было всего 21–22 года: братья Березуцкие, Вагнер Лав, Красич, Жирков, Карвальо. Акинфеев был еще моложе, а старше всех, если не считать Рахимича, был один Игнашевич. Перспектива была великолепной!
В 2008 году основу пополнили два молодых таланта – Дзагоев и Мамаев, и тогда у нас была блестящая команда, которая, на мой взгляд, готова была добиваться серьезных результатов в Лиге чемпионов.
– Буквально через несколько дней после финала Кубка УЕФА ЦСКА победил народную команду со счетом 3:1. В каком режиме армейцы готовились к тому дерби?
– Мы не готовились вообще! Если не считать подготовкой сидение за праздничным столом. Но накануне игры мы всё-таки вышли на тренировку… Игроки были в «разобранном» состоянии, и мне пришлось удалить их всех с тренировки. В день игры я решил сделать еще одну – часовую. Везде нужен свой подход!
Сыграли мы в итоге здорово! Дополнительным стимулом стало то, что в «Лужниках» тогда был установлен рекорд – если не ошибаюсь, 66 тысяч зрителей! Обидно, что в нынешнем сезоне около 60 тысяч зрителей побывали на всех матчах тура. В преддверии Чемпионата Мира 2018 года эту ситуацию нужно срочно менять. И чем больше у нас будет таких побед, вроде той в Кубке УЕФА, тем легче это будет сделать.