Сегодняшний заброс болельщиков ЦСКА про Леонида Слуцкого означает только одно – накопилась критическая масса вопросов к руководству и тренерскому штабу ЦСКА, игнорирование которых привело к довольно громкому конфликту. Это классика взаимоотношений любых болельщиков с любым клубом. Скандал, растиражированный сегодня во всех значимых СМИ, также показывает, что болельщикам не все равно, что происходит с клубом, селекцией, поведением тренера и отдельных футболистов. Болельщики – это не секта, поклоняющаяся верховному гуру. Не собрание радостно ликующей и жующей гопоты, которая должна «верить». Болельщики – живой организм общего тела под названием ЦСКА, переживающие и живущие победами и проблемами клуба всю свою жизнь.
Давайте вспомним, что в любые кризисные моменты клуб всегда оперативно и умно реагировал на реакцию болельщиков. И когда газзаевский ЦСКА проиграл македонскому Вардару, и когда тот же газзаевский ЦСКА, вознесший всех нас на небеса от счастья, стал вдруг буксовать, а игроки вступили в конфликт с тренером. И когда армейские болельщики не раз приезжали на базу в Ватутинки уже при Слуцком, недовольные самоотдачей команды в определенный момент.
Каждый раз президент Евгений Гинер успешно разруливал конфликты, общался с активом армейских трибун в нормальной, человеческой обстановке, сглаживал конфликты. И несмотря на то, что далеко не всегда людей с трибун что-то устраивало, они не бросали свою команду и поддерживали ее, не вынося сор из избы. Это я говорю для тех, кто сейчас поливает дерьмом опубликовавших обращение к ЛВС «Людей в Черном» - они составляют ядро поддержки клуба, а не вы. Они на трибунах в холод и жару, а не по настроению. Их самоотдача на трибунах вызывает уважение, именно поэтому абонемент на их трибуну выдается только при условии активного боления, поддержки ЦСКА, и никакие прошлые заслуги тут даже не учитываются.
По большому счету, суть претензий болельщиков к Слуцкому сводится к следующим нехитрым вопросам:
1. Селекция команды, напоминающая выстрел себе в ногу (дело не в отсутствие покупок, а в отдаче в аренду и продаже Караваева, Панченко, Витинью, Чернова, Ткачева, Васина, Ефремова, Георгиевского, Широкова, которые может и не идеальные в чем-то, но точно были бы не лишними в команде в период кризиса).
2. Наличие в основном составе самого худшего нападающего за всю историю клуба, Траоре.
3. Тактика Слуцкого, которая даже на взгляд даже самых лояльных болел кажется ошибочной и приводит к абсолютно не зрелищному, нервному футболу команды и прогнозируемым провалам в Лиге Чемпионов.
4. Участие Слуцкого в рекламе синагоги в Жуковке, которое буквально взорвало общество красно-синих, в силу того, что бренд ЦСКА отчетливо ассоциировался с религиозным центром одной из конфессий.
Четыре вопроса, на которые можно было бы найти время и ответить, тем более, что руководство армейцев, сам Слуцкий и другие тренеры, регулярно и весьма комплиментарно друг с другом общались, начиная с того момента, когда Евгений Гинер возглавил клуб в 2001 году.
В цепочке Клуб – Болельщики – Команда одно из звеньев заклинило. И уверен, скоро отклинит. Это нормальный рабочий процесс. Это привычная ситуация в коммуникационном процессе в футболе.
А вот ненормально, когда актер категории D Грушевский, чьим главным достижением является выступление пародистом в программе «Аншлаг! Аншлаг!» (уровень маргинального подзаборья, где-то рядом с песнями про блатную романтику), рассуждает о болельщиках ЦСКА как о скудоумных дебилах, ничего, в отличие от него, не понимающих в футболе. Вряд ли пародист имеет право рассуждать от имени бренда ЦСКА, он не является ни его символом, ни его частью.
Ибо быть прилипалой великого клуба, время от времени выступая с пятиминутными номерами на праздниках команды и днях рождения, не означает права судить других на безопасном расстоянии.