В ЦСКА он уже двенадцать лет, но нынче самый опытный армейский полузащитник редко попадает даже в запас. Победный матч с "тереком" исключением не стал.
Когда-то Рахимич рассказывал мне, что вырос на русских народных сказках, которые перед сном читала ему матушка. Может, поэтому в Москве давно чувствует себя как дома. У него и квартира своя в районе Ходынки. Купил еще в 2001-м, едва подписав контракт с ЦСКА.
Позвонил корреспондент "СЭ" Александр КРУЖКОВ туда Рахимичу субботним вечером, когда главный конкурент армейцев в борьбе за чемпионство только приступил к осаде "алании".
– "зенит" смотрите?
– Вполглаза, – ответил Элвер. По-русски он говорит бойко и безо всякого акцента. – О, у "алании" уже защитника удалили. Похоже, теперь тут все ясно.
Вскоре выяснилось, что интуиция 37-летнего Рахимича не подвела.
– Почему вас не было в Химках на игре с "тереком"?
– В заявку не попал, а по телевизору футбол видно лучше, чем с трибуны. К тому же погода подкачала.
– Ну и как впечатление?
– Очень тяжелый матч. Очень! Мало моментов, но это было предсказуемо. "терек" в обороне всегда действует строго. Но мы дожали соперника и вырвали победу. Сейчас на первом плане не яркая игра, а результат.
– Трезво.
– Ребята бились, старались. Особенно отмечу Понтуса, который в очередной раз забил важный гол. Молодчина!
– Удивились ранней замене Вагнера?
– Еще бы! Думал, у него что-то болит. Но Вагнер в порядке. Это самое главное. Бог даст, в следующем матче проявит себя во всей красе.
– Поначалу казалось, ЦСКА без проблем финиширует первым. Потом случились ничьи с "Динамо", "спартаком", поражение в Казани – и отрыв от "зенита" скукожился до трех очков. Что же произошло?
– Чего-то в этих матчах нам действительно не хватало. Возможно, психологической устойчивости. Надеюсь, маленький кризис позади. Победа над "тереком" должна придать команде уверенности. Все понимают, что надо решить задачу. И в чемпионате, и в Кубке России.
– У Слуцкого сегодня день рождения. Поздравили?
– Пока нет. Сразу после игры дергать его не хотел. Вот закончим интервью – позвоню.
– Речь заготовили?
– Пожелаю Леониду Викторовичу крепкого здоровья. Ничего важнее нет. Будет оно – тогда и остальное приложится.
– С января – вы играющий тренер ЦСКА. Что конкретно входит в ваши обязанности?
– Откровенно говоря, они не изменились. Я скорее игрок, чем тренер. Работаю в общей группе, никаких поблажек себе не даю и в любой момент могу выйти на поле.
– У вас и тренерской лицензии нет?
– Откуда? Я же действующий футболист. Учиться на тренера буду в Боснии. Там легче получить лицензию. Но сначала нужно объявить о завершении карьеры.
– Что мешает?
– Только одно – сборная. Там на меня по-прежнему всерьез рассчитывают. Если б не это, уже закончил бы. Но у нашей сборной отличные шансы пробиться на чемпионат мира в Бразилию.
– Да, Босния лидирует в группе, опережая Грецию на три очка, а Словакию – на пять.
– Чтоб выйти с первого места, в оставшихся матчах достаточно победить Латвию, Литву и Лихтенштейн. Согласитесь, вполне реально. Сыграть на чемпионате мира – моя мечта. Вот после этого можно спокойно заканчивать.
– Сафета Сушича, тренирующего сборную, не смущает, что в клубе вы лишены игровой практики?
– Он верит в меня. Считает, я все равно полезен команде, передаю опыт молодым.
– Помните свой последний матч за ЦСКА?
– В октябре 2012-го сыграл на Кубок с "Тюменью" минут двадцать. А зимой состоялась беседа с главным тренером и президентом клуба. Мне все откровенно объяснили.
– Что в центре полузащиты огромная конкуренция и место на поле найдется вам лишь в случае форс-мажора?
– Не дословно – но общий смысл примерно такой.
– И как заставлять себя каждый день выходить на тренировку, зная, что играть не будешь?
– Это и называется профессионализм. Хотя тяжело, чего скрывать. Согревает мысль о сборной. Всегда тренируюсь на максимуме, чтоб не растерять форму. Наверное, получается, раз продолжают вызывать в сборную. Был бы я совсем плох, вряд ли меня приглашали бы, правда?
– Логично. Сами-то чувствуете, что объективно слабее других полузащитников ЦСКА?
– Со стороны виднее. Ясно, что в 37 скорость уже не та. Зато есть опыт, понимание игры. Меня больше тревожит даже не возраст, а отсутствие игровой практики. Ее никакие тренировки не заменят.
– Предположим, ваша сборная попадает в Бразилию. Готовы на время уйти из ЦСКА в команду попроще – чтоб играть и к чемпионату мира подойти в оптимальном состоянии?
– Ох, сложно все это… Я полагаю, год в таком режиме еще выдержу. Но срок моего контракта истекает в июне. Что дальше – не знаю. С руководством пока на эту тему разговора не было. Уходить совершенно не хочется. Давно сказал, что карьеру закончу в ЦСКА. Надеюсь, так оно и случится. Однако сборная мне тоже очень дорога. Ведь иного шанса сыграть на чемпионате мира у меня не будет.
– Напоследок о вашем приятеле Чиди Одиа. В феврале 2012-го он расторг контракт с ЦСКА, и с тех пор о нем никто не слышал. Может, вы в курсе, как у него дела?
– Пару месяцев назад Чиди приезжал в Москву. Рассказал, что большую часть времени проводит в Бельгии. Лечится, опять проблема с коленом. Команду так и не нашел.