Второго декабря во всем мире отмечается международный день людей с ограниченными возможностями здоровья. Таковых много и в среде болельщиков ЦСКА, а самая известная из них – Елена Попова. Специально к этому дню мы пообщались с Леной о жизни болельщиков с инвалидностью, диком выезде в Стамбул, ее любви к красно-синим, активной жизни и многом другом.
«На стадион мы приходим за энергетикой»
- Лен, давай начнём с «Ромы». Четыре года назад встреча ЦСКА с этим итальянским клубом изменила твою жизнь: история с майкой Тотти от Слуцкого, у тебя начали брать интервью, к тебе стали обращаться люди из мира футбола. В этом году после матчей случилось что-то судьбоносное?
- У меня была мечта увидеть вживую Тотти – сначала в игре, а потом – просто рядом, поговорить с ним. К счастью, с нашими болельщиками и сотрудниками клуба это оказалось вполне реально.
По своей работе я была в Лужниках перед матчем ЦСКА – «Рома» и сказала Ване Уланову (руководитель отдела ПФК ЦСКА по работе с болельщиками – прим.ред.), что хотела бы увидеть Франческо. В день матча он мне написал: «Ты всё ещё хочешь встретиться с Тотти?». Это что-то невероятное. Сотрудники клуба помогли мне перед игрой оказаться неподалёку от Франческо. И потом я вижу: он идёт ко мне, чтобы поздороваться. Я предложила ему сделать селфи, но сотрудники клуба сказали, что сами сфотографируют нас (улыбается). Это здорово!
Фотография из личного архива Елены Поповой
- Сейчас ты по-прежнему работаешь в CAFE и РФС?
- 31-го октября мой контракт с CAFЕ подошёл к концу, а работа в РФС продолжается. Там я занимаю должность сотрудника по работе с болельщиками с инвалидностью.
- Что ты почерпнула из работы в CAFЕ?
- Человек с инвалидностью, посещающий стадион, должен получать такой же опыт, такое же удовольствие от футбола, как человек без инвалидности. Не должно быть различий и градаций. Все мы – болельщики, а футбол существует для всех и каждого.
CAFЕ дал мне реальные примеры, основываясь на которых, мы можем внедрять что-то новое у нас в России.
Фотография из личного архива Елены Поповой
- Известно, что твоя просьба Евгению Ленноровичу Гинеру послужила основой того, что сектор для маломобильной группы населения на ВЭБ Арене размещен на фанатской трибуне.
- Это было до моей работы в футболе. Существовала такая мечта: быть в эпицентре поддержки команды наравне со всеми фанатами, быть рядом с ними. Мы, болельщики с инвалидностью, ничем не отличаемся от остальных, у нас есть такое же желание активно поддерживать клуб.
Кстати, должна заметить, что наш сектор находится в безопасности. Всё-таки кто-то думает, что раз мы на фанатке, то нас должны толкнуть, что-то в нас бросить и так далее.
- Стереотипы.
- К сожалению, да, они по-прежнему существуют. Мы приходим на стадион за энергетикой. Ты отдаешь на арене частичку себя, но в то же время заряжаешься от остальных болельщиков.
Среди таких, как я, много тех, кто поддерживает команду с первой до последней минуты, точно так же, как и другие, поют песни. Почему кто-то считает, что человек на коляске не может активно поддерживать команду?
«На матче с «Ростовом» к нам на сектор принесли Суперкубок»
- Как ЦСКА работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья?
- Это мой родной клуб, и я всегда буду его отстаивать и защищать. Если быть объективным, это первый клуб, который откликается на все выдвигаемые предложения.
Вот взять даже ту историю из 2009-го с моей просьбой разместить наш сектор на фанатке. В любом другом клубе могли бы сказать: «Да, да, всё сделаем». А потом не факт, что сделали бы. Просто выслушать для галочки. А в ЦСКА приняли во внимание такое пожелание.
Представляете, сотрудники многих европейских, в частности, немецких клубов подходили ко мне, спрашивали: «Как так получается, что у вас безопасный сектор ММГН расположен на фанатской трибуне?!» Казалось бы, Германия – передавая страна, которая во многих вещах впереди, а тут… (улыбается).
Отрадно, что многие инициативы поддерживаются и клубом, и клубом болельщиков.
Елена с Суперкубком России на матче ЦСКА - Ростов
- На матче с «Ростовом» к вам на сектор принесли только что выигранный Суперкубок. Какие были эмоции?
- Мы все были в приятном шоке! Представьте, мы пришли на матч, прозвучал стартовый свисток, а тут Дима Бугров приносит нам Суперкубок, который буквально неделей ранее наши парни завоевали в Нижнем Новгороде! И мы же не просто посмотрели на него вблизи. Дима дал его нам в руки, мы сфотографировались.
Кстати, тогда с нами был болельщик с инвалидностью из Ростова. Он позвонил через несколько дней: «Лен, как вы это делаете? Здорово, что в клубе думают о вас!». Но мы же семья!
- Сейчас ты создала Клуб Болельщиков ЦСКА с инвалидностью. Расскажи об этом клубе. Что это за проект?
- По работе в CAFE я поняла, что Клуб Болельщиков с инвалидностью – хорошая идея. Она реализована во многих европейских клубах.
Почему это важно? Болельщики с инвалидностью – такие же, как и все. Клуб Болельщиков с инвалидностью будет оказывать ЦСКА всяческую консультационную поддержку, давать рекомендации по улучшению доступности стадиона. Кстати, ЦСКА – это первый клуб, который начал такую работу. Мы планируем совместные мероприятию по привлечению на футбол людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Перед матчем с «Реалом» возникло очень много болельщиков ЦСКА с инвалидностью, которые захотели попасть в Лужники. Кроме того, большинство из них просило разрешение на проход с ними нескольких сопровождающих. Какое у тебя отношение к этой ситуации?
- Конечно, это неправильно. Если ты болеешь за «Реал», езжай в Мадрид и поддерживай сливочных там. Но если ты болельщик ЦСКА, то приходи не только на топовые матчи, но и на другие встречи.
Иногда есть необходимость в нескольких сопровождающих. Но это очень редкие случаи. Отмечу, что в таких случаях клуб идет навстречу.
- Мы знаем, что год назад по работе в РФС ты сталкивались с подобными историями перед матчем Россия – Аргентина.
- Не хочется формализовывать работу, переводить все на предоставление документов. Хочется рассчитывать на совестливое отношение со стороны болельщиков. Обидно и не совсем правильно, если из-за одного непорядочного человека будут создаваться препятствия и сложности для десятков истинных поклонников футбола.
- Правда, что в Европе на ряде стадионов билеты для людей с инвалидностью продаются?
- Да. Причем там действует такая схема, что человек с инвалидностью покупает билет, а сопровождающий получает билет бесплатно, ведь ему футбол, может, и не интересен. В таком случае, когда человек с инвалидностью покупает билет, он вправе требовать определенное качество предоставляемой услуги.
Но прежде, чем вводить такую систему, необходимо убедиться в том, что для маломобильных групп населения созданы все необходимые условия.
Фотография из личного архива Елены Поповой
- Как ты отнеслась к переезду на матчи Лиги чемпионов в Лужники?
- Сложный вопрос, но в общем положительно. Атмосфера Чемпионата мира продолжилась в матчах ЦСКА. Это же невероятно, когда после гола Влашича переполненные Лужники вскочили и просто ликовали. Больше болельщиков смогло прийти, клуб, видимо, тоже извлек определенную пользу.
Но замечу, в любом случае, наш дом – Песчанка!
«Стюард в Стамбуле сказал мне: вставай!»
- Сколько выездов ты пробила за ЦСКА?
- Мне стыдно, но я не веду подсчёт (смеётся). За сезон получается примерно так: два выезда заграницу и около пяти по России. Каждый год езжу в Санкт-Петербург и Казань.
- Почему именно в эти города? Из-за новых стадионов?
- Я люблю Казань, потому что это особый город, там приятно находиться. А в Питере всегда жаркие матчи с «зенитом». Понимаю, что там команде особенно нужна поддержка.
- Какой у тебя самый дальний выезд?
- Если в западном направлении, то выезд в Португалию. На Восток – Екатеринбург.
- Самая дикая история, случившаяся с тобой на выезде.
- 2009 год. Матч «Бешикташ» - ЦСКА в Стамбуле. На стадионе был жёсткий контроль и отсутствовал специальный сектор для людей с инвалидностью. Я решила отправиться на обычный сектор. Досмотр не разделялся на женский и мужской, всё – в одном месте. Стюард мне говорит: «Вставай». Я с удивлением посмотрела на него.
- Я не могу встать. Конечно, я бы с удовольствием встала, но не могу.
- Ничего не знаю. Пока ты не встанешь, мы тебя никуда не пропустим.
Это длилось достаточно долго. Потом он всё-таки согласился со мной. Решил досмотреть так. Мужчина – девушку! Не забывайте, что это Турция. Одним словом, неприятно было. Но ради попадания на сектор пришлось потерпеть.
В следующей еврокампании у нас был выезд в Ларнаку. Туда поехали многие из тех, кто был в Стамбуле. Так вот, нахожусь я на улице, а через дорогу мужчина кричит мне: «Встань и иди!». Потом мы сблизились. «Ну, что, помнишь, в Турции тебе говорили, чтобы ты встала?». Вместе посмеялись над этой ситуацией. У этого мужчины в Турции, кстати, забрали дорогущий зонтик-трость, который он купил в Лондоне.
- Недавно ты вновь посетила Стамбул.
- Знаешь, я не очень хотела туда лететь, но так сложились обстоятельства. Я вновь прошлась по Стамбулу. Мне показалось, что город поменялся. В этот раз он мне очень понравился, даже захотелось вернуться туда. Посмотрим, может, случай снова отправит туда ЦСКА.
- Хорошо, мы вспомнили отрицательные впечатления от выезда. А какая-то положительная история есть у тебя?
- Я вновь скажу о том самом выезде в Стамбул. У любой медали – две стороны. Тогда в Турции я познакомилась со многими болельщиками. Они стали для меня второй семьей.
В аэропорту, когда мы вышли из самолёта, я поняла, что в автобус не забраться. Рядом оказались ребята в наших шарфах. Обратились к ним за помощью. Они выручили. Потом выяснилось, что они живут в той же гостинице, что и я. С тех пор прошло почти 10 лет, а мы всё так же этой компанией ездим в разные города и страны.
- На матчи плей-офф того сезона Лиги чемпионов в Севилью и Милан ездила?
- Нет, но я была в Милане в 2011, когда мы тоже играли с «Интером». Нам нужна была победа над черно-синими и ничья в параллельном матче между «Лиллем» и «Трабзонспором». Тогда на «Сан Сиро» один болельщик «Интера» даже подарил мне свой шарф. Помню, он сказал: «Нам какая разница? Мы вышли дальше. Сегодня поболеем за ЦСКА».
- Этим летом КЛС ЦСКА преобразован в новый официальный клуб болельщиков ПФК ЦСКА Red-Blue World. Как тебе полгода работы нового фан-клуба, что-то изменилось?
- Да, работа с болельщиками стала активнее, интенсивнее и интереснее. Все видят мероприятия, которые проводятся RBWorld. Должна отметить ещё такое начинание, как RBTravel. Теперь многим стало проще планировать выезды, покупать билеты, упрощен визовый вопрос.
Фотография из личного архива Елены Поповой
- Понятно, что такое выезд для обычного болельщика. Что такое выезд для человека с инвалидностью?
- Если говорить за себя, то это обычная практика. Транспорт становится лучше, нужно только заранее оговорить необходимые условия. Выезд – обычное дело. Мне менее понятно, как не ехать, если можно ехать.
В Нижний Новгород на Суперкубок ездили, кажется, 10 человек. Для многих это вызов себе.
Знаете, жизнь начинается, когда выходишь из зоны комфорта.
Ехать на выезд или нет?! Конечно, езжайте! У нас такие болельщики! Если даже что-то будет не так, наши помогут и никогда не оставят в беде.
Надо выходить из зоны комфорта. Тем более, посмотрите, во многих городах, особенно там, где был Чемпионат мира, улучшена инфраструктура, транспорт.
«Новый ЦСКА – это драйв»
- Ты сказала, что ЦСКА – семья. Что для тебя значит быть частью этой семьи?
- ЦСКА – это жизнь. Как можно представить свою жизнь без посещения матчей родного клуба? Да, я планирую все свои дела в соответствии с календарём команды. Выходные, отпуска – всё, чтобы попасть на домашние или выездные поединки ЦСКА.
- Какой заряд твой самый любимый?
- Все (смеется). ЦСКА всегда будет первым. Почему? Потому что это истина. С этим зарядом связаны позитивные эмоции: радость от голов.
- Какой из перфов твой любимый?
- Слушай, каждый перф западает в душу, ведь они наши, армейские. Но мне очень нравится Warriors в Лужниках.
- Что скажешь об обновлении ЦСКА?
- Грустно, что ушли легенды. Березуцкие, Игнашевич – это целая эпоха. Сложно было представить, как будет выглядеть ЦСКА в новом сезоне, ведь одним мигом команду покинули 8 человек.
Вместе с тем, мы получили новую, молодую, амбициозную и сплочённую команду. Все ожидали, что перестройка будет длительной, но всё оказалось по-другому.
- ЦСКА стал более рок-н-рольным?
- Да, и это же круто! Бывают моменты и взлётов, и падений. Вот эти ребята – это заряд эмоций, драйв!
- В одном из интервью ты говорила о том, что с Ганчаренко ты пока не общаешься так, как со Слуцким.
- Да нет какой-то цели общаться с кем бы то ни было. Да, мы с Виктором Михайловичем знакомы, при встрече всегда здороваемся. У Ганчаренко много дел и без меня (улыбается).
- Кто из новых игроков команды тебе симпатичнее всего?
- Я бы сказала, Магнуссон. После встречи команды с болельщиками мы столкнулись с ним на парковке. Перекинулись парой фраз, сделали фотографию. Потом снова увиделись и пообщались уже в Нижнем Новгороде после Суперкубка.
И ещё отмечу Абеля. Я люблю испанский язык и разговариваю на нем. С Эрнандесом я пересеклась на баскетболе, и получилось так, что язык попрактиковала, случилось приятное знакомство.
- Ты работаешь в РФС, общаешься с диким количеством людей и знаешь, что происходит в разных городах. Скажи, Акинфеев – бог? Фанатизм по нему после Чемпионата мира приобрел какой-то невероятный размах.
- Это понятно. Акинфеев – легенда и вратарь №1. Он лучший в России, герой нашего времени. Для многих, правда, большая радость хотя бы просто увидеть его. Я уже не говорю о том, что каждый мечтает о его автографе и совместной фотографии.
- Ты активно ведешь соцсети. Есть ли понимание, что ты являешься для многих примером?
- Нет. Ну, какой пример? Да и нельзя сказать, что соцсети активно веду.
Фотография из личного архива Елены Поповой
- Подожди. Благодаря твоему Instagram мы узнали, на каких матчах Чемпионата мира ты была.
- Да, я специально делала эти фотографии, чтобы через некоторое время вновь открыть Instagram и окунуться в ту атмосферу тотального футбола, которая царила в нашей стране этим летом.
Повторюсь, я не считаю, что являюсь примером для кого-то. Я живу своей жизнью, езжу на футбол, болею за ЦСКА, кому-то стараюсь помочь. Самопиар – не для меня. Если что-то выкладываю, то для эмоций, а не для того, чтобы кому-то что-то доказать.
- Можно ли назвать ЦСКА огнем в твоей жизни, который не дает тебе превратиться в человека, который лишь жалуется на жизнь и все требует от других?
- Я никогда не делала и не делаю акцент на том, что я на коляске. Главное – полноценно жить. ЦСКА – это вечный огонь, который, конечно, влияет на образ жизни.
Из-за температуры не смогла поехать на матч с «Краснодаром». Переживала очень сильно и до последнего хотела отправиться на Песчанку.
- Какая твоя мечта связана с ЦСКА?
- Очень хочу, чтобы когда-нибудь ЦСКА выиграл Лигу чемпионов, а потом вернул себе Суперкубок УЕФА.
Фотография из личного архива Елены Поповой